Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Подписка на рассылку

Общественное движение: от самодеятельности к научному подходу

Цуцунава М.Р., медсестра-преподаватель, BSc, MS

«…Нет ничего более сложного для осуществления и более сомнительного с точки зрения достижения успеха, ничего более опасного для управления, чем установление нового порядка вещей. Это проистекает из недоверчивости человеческой природы, которая не верит на самом деле ни во что новое до тех пор, пока реально не испытает его» (Никколо Макиавели)

Ключевые слова: общественное движение, перемена, сопротивление

Классический менеджмент учит: для того, чтобы перемена имела место, необходимо рассмотреть составные уравнения перемены, определенная комбинация и соотношение которых дают возможность прогнозировать перспективу задуманного: недовольство ситуацией, видение будущего и знание первых шагов должны в совокупности перевесить сопротивление перемене. Отсутствие одного из элементов в первой части уравнения обрекает перемену на провал.

Говорят, что сопротивление естественно и неизбежно, ведь для нас важен наш статус кво, мы не хотим лишний раз переживать из-за чего-то, что может войти в нашу жизнь с переменой, ведь мы зачастую не знаем, чего ожидать, так как с нами не делятся, нас не информируют, нас держат в неведении… Сопротивление может быть также реакцией на способ внедрения перемены, тем более, когда этот процесс навязывается волевым решением. Говорят, что сами традиции, сложившиеся в сестринском деле, некоторым образом препятствуют продвижению перемен. Не пора ли обратиться к науке и разобраться с этим уравнением перемены и его составными? А начнем мы с самого главного:

Что сегодня важно для медсестер?

Ответ – на поверхности: признание профессионального вклада в дело здравоохранения и достойная оценка работы. Однако значимость сестринского ухода для лечебно-диагностического процесса, а также сестринский потенциал для профилактической работы открыто признаются не первый год... Казалось, дело осталось за малым: увидеть это признание материализованным, чтобы включилась цепная реакция из последующих событий: общественный рейтинг улучшается, в профессию выстраивается очередь из числа выпускников, она (профессия) начинает молодеть, качество профессионального ухода (при изменившейся пропорции медсестра-пациент) улучшается, и появляется время для профилактической работы…

Однако не все так просто. Пока никто не сказал лучше и убедительнее Хилари Клинтон, которая в свое время напутствовала медсестер США: «Всегда помните: пока вы ничего не делаете для улучшения своего статуса, пока вас устраивает спокойная жизнь, пока вы робеете перед руководством, пока вы не пользуетесь своими правами, обществу не будет до вас никакого дела».

Добиться желаемых перемен в одиночку не возможно, но можно найти коллег с такими же убеждениями, объединиться, подумать сообща над тем, что можно реально сделать для того, чтобы профессиональная жизнь была в радость и приносила удовлетворение. И вот здесь на помощь приходят общественные организации, которые призваны собирать и объединять наиболее передовую часть профессионалов, способных видеть, убеждать, вести за собой. В идеале и в конечном итоге общественное движение должно привести к формированию такой профессиональной культуры и такого статуса, которые существенно повлияют на самооценку ее представителей и будут изначально привлекать в профессию молодое поколение медсестер со здоровой самооценкой.

Однако двадцатилетнее движение продолжает сталкиваться с сопротивлением.

И, не в последнюю очередь, со стороны представителей профессии! Чего стоит только один ответ на призыв главной медсестры вступить в ассоциацию медсестер: «Некогда нам, да и дел много – то именины, то корова!...» Еще одна заслонка для нежелания стать частью общественного движения - вопрос с обывательским содержанием и с налётом невежества «А что мне это даст?» Ведь сегодня, пока членство в ассоциации не стало частью культуры профессии и не является обязательным, для решения вопроса «вступать-не вступать» достаточно полистать сестринскую прессу, где можно найти многочисленные примеры реальных достижений этого движения, вызывающих восхищение. Например, ассоциация медсестер Алтая после перерегистрации своего устава получила право заниматься аттестацией средних медицинских работников. Более того, ассоциация оплачивает постдипломное обучение своих членов, без «протянутой руки» организует и проводит сестринские конференции, помогла ряду больниц сформировать библиотеки, основу которых составляет свежая информация для медсестер, а также оказывает социальную помощь членам ассоциации. Ко всему прочему, часть денег идет на благотворительные цели – на помощь домам ребенка, хосписам и т.д. Однако такой охват деятельности возможен только при многочисленном членстве (в Алтайской ассоциации более 7000 членов!!!)

Однако есть и другие препоны, которые, по своему определению, подталкивают к соответствующей тактике поведения: шептаться с оглядкой. Почему? Потому, что в незримой борьбе против общественного движения участвуют и чиновники, и сами руководители учреждении, в том числе – главные медсестры. Нужны доказательства? Кто не был свидетелем таких проявлений как

  • Игнорирование мероприятий, организуемых общественными организациями
  • руководитель решает за медсестер, какие мероприятия, организуемые специально для медицинских сестер, им посещать
  • руководители сестринских служб не считают своим долгом информировать своих подчиненных о мероприятиях, организуемых для медсестер общественной организацией
  • медсестер под страхом увольнения напрочь лишают права выбирать.

Кто-то может возразить: мол, все это – «единичные случаи», «необоснованно», «нужны исследования…» С этим можно согласиться, однако в ожидании исследований мы уже сегодня можем говорить о нашем отношении к настоящему и будущему профессии и его частом проявлении - отмежевании. Наверное, более красноречиво об этом свидетельствует шаблонный ответ на предложение включиться в работу: «Мне некогда этим заниматься…». Может быть, в прошлом веке мы отнеслись бы к этому с пониманием, когда занятость ассоциировалась с готовностью взваливать на себя как можно больше работы, дабы не вызвать у начальства сомнений по поводу своей компетентности или подозрения в праздном времяпровождении на работе.

Однако на дворе двадцать первый век. Общество и отношение ко многим вещам изменилось. Как минимум, последние 15 лет медсестры-руководители и их резерв повышают свою квалификацию в рамках ДПО (не говоря уже о ВСО!), в программах которых, в ногу со временем, звучат такие вопросы, как «менеджмент», «делегирование», «организация и планирование», «тайм-менеджмент» и др., и все это для того, чтобы научить руководителей сестринских служб выполнять свои текущие обязанности за отведенные 8 часов и при этом находить время для того, что призвано помогать в работе и улучшать ее. Напрашивается только один вывод: кто-то чего-то не доучил, а, значит, руководителем работать едва ли может, потому что не гоже человеку необразованному позволять заниматься решением профессиональных проблем. Вероятно, у такого руководителя есть свои «плюсы», раз он продолжает оставаться руководителем, либо руководители этих руководителей не придают никакого значения наличию требуемых качеств или живут одним днем и обрекают свое учреждение на кадровую бесперспективность.

Итог один: все это, как rabies, парализует профессию.

Слово мудрым коллегам…

В далеком 1995 году, можно сказать, на заре становления национального общественного движения, известный специалист ВОЗ J.Salvage[1] учила:

  • Важной предпосылкой для повышения эффективности процесса управления переменами является умение руководителя решать сложные проблемы, а для этого НАДО УЧИТЬСЯ
  • Признание факта, что в процессе перемен можно выделить различное отношение к самому процессу вообще, позволяет предусмотреть возможную реакцию определенного круга участников и спланировать всю работу должным образом, а для этого НАДО УЧИТЬСЯ
  • Главным фактором, позволяющим обуздать сопротивление и обеспечить поддержку перемен, является осознание медсестрами прогрессивности перемен.

Однако на пустом месте оно, осознание, не появится, нужен лидер и его способность к формированию видения будущего, перспективного и заманчивого, и поделиться им с коллегами, которые, безусловно, не откажутся от такого рода перемен; но этому тоже НАДО УЧИТЬСЯ. Вопрос заключается в том, сколько нам еще надо времени, чтобы наконец понять, что самодеятельность не работает, что для достижения каких-либо целей (при условии, что они вообще ставятся…) необходимо руководствоваться научным подходом? Понаблюдаем…



[1] J. Salvage Развитие сестринского дела. ВОЗ, 1995


Copyright © 2010-2015, АНО «Независимое информационное агентство «НИАГара». Все права защищены.   Новости   |   Персональный раздел   |   Карта сайта   |   Поиск