Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Подписка на рассылку

Кадровый дефицит: имидж – залог успеха

Цуцунава М.Р., медсестра-преподаватель, BSc, MS

На совещании профильной комиссии Экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности «Управление сестринской деятельностью», (28 апреля 2011г.) констатирован факт: «Нам не удалось переломить ситуацию, заинтересовать молодых специалистов, привлечь их в практическое здравоохранение».

Невозможность удовлетворения потребности практического здравоохранения в притоке специалистов сестринского дела – одна из наиболее важных проблем в области управления здравоохранением. Несмотря на ежегодную подготовку до 70 тыс. молодых специалистов со средним профессиональным медицинским образованием, в отрасли много лет отсутствует положительная динамика увеличения численности сестринского персонала.[1] Укомплектованность средним медперсоналом – приблизительно 71%. Неукомплектованность сопряжена с высоким риском возникновения ошибок при существующей высокой нагрузке на персонал. Проблема усугубляется старением медицинского персонала. Почти 40% работающих старше 50 лет, а лица молодого возраста составляют всего 7,4%».[2] Средний возраст специалиста – 39,6 года.

Так называемый глобальный кризис сестринских кадров имеет много разнообразных причин. Считается, что это, прежде всего, связано с объективными причинами: низкая заработная плата, уравнительные подходы к оплате труда, низкий уровень социальной защищенности и невысокий престиж профессии[3]. Однако, отсутствие престижа скорее является последствием всех этих причин, к которым, безусловно, следует отнести и сложившийся имидж профессии и его представителей.

В отношении медсестер существует немало набивших оскомину стереотипов, согласно которым медсестра - либо занудная особа, умеющая обращаться разве что с подкладным судном, либо сексапильная бестия, либо вспомогательный персонал для врача (причем по данным исследований до сих пор склонны воспринимать себя именно в этой роли 82% сестринского персонала[4]). При этом, как показало одно из исследований, сами медицинские работники считают, что значимость профессии медицинской сестры зависит от их поведения,[5] а поведение регулируется самооценкой личности. Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качества и места среди других людей. Уровень самооценки оказывает огромное влияние на отношение к работе, а, следовательно, и на результаты труда и, в конечном итоге, на отношение к профессии и ее представителям. Однако, если изо дня в день некто познает на собственном опыте и по реакции окружающих, что его не ценят, то самооценка может быть для него слишком тяжелой. Почти каждый согласится с утверждением, что хорошая, здравая самооценка очень важна, но лишь немногие понимают, как прийти к осознанию собственной значимости.

Вопрос формирования имиджа в последние десятилетия приобрел большое значение в мире бизнеса. Влияние человека на окружение осуществляется именно посредством имиджа, поэтому имидж может стать идеальным средством для достижения самых различных целей и правильный выбор имиджа является залогом успеха.

Тема имиджа профессии и тем более самооценки ее представителей пока звучит робко сегодня; число сестринских исследований на тему профессионального имиджа ограничено. Любопытные результаты были получены при изучении мнения пациентов относительно современного имиджа медицинской сестры: 65,8% опрошенных пациентов связывают профессию медицинской сестры с положительными эмоциональными образами или наличием положительных морально-нравственных качеств (58,2%). Лишь 5,6% опрошенных отметили негативные ассоциации с образом медицинской сестры, а для 91,9% ответивших на этот вопрос пациентов имидж этой профессии положителен.[6]

В другой работе, посвященной имиджу медсестры (2009 г), была предпринята попытка выявить представление медсестер о роли имиджа в сестринской профессии сегодня и о его связи с кадровым дефицитом. Результаты исследования показали, что тема "профессионального имиджа" является скорее незнакомой медицинским сестрам. Участницам исследования потребовалось некоторое время для размышления над заданными вопросами, и, тем не менее, большая часть вопросов осталась без четких ответов. Большинство участников отвечали на вопросы скупо, начиная со слов «не знаю…», «мне сложно ответить», «я не думала об этом», несмотря на то, что интервьюер пытался по ходу обсуждения перефразировать вопросы. Практически никто из участников не связал понятие «имидж» с поведением. На вопрос «Что можно сделать для улучшения имиджа медсестры?» определенных ответов получено не было.

В 2009-2010гг. Институт сестринского образования СПбГМУ им. И.П.Павлова при участии СПб РО ООО «Ассоциация медсестер России» в Санкт-Петербурге организовали и провели исследование «Социально-демографические характеристики медицинских сестер Санкт-Петербурга», в рамках которого, в частности, была предпринята попытка изучить причины непопулярности профессии с точки зрения пациентов и узнать мнение о том, каким образом можно изменить отношение общества к профессии.

Что же думает сегодня общество о медицинских сестрах и их профессии?

«…у общества к профессии отношения практически никакого, скорее воспринимает ее как призрак, пока кто-то не поступает в стационар по факту».

«…негативное. Прежде всего, от недостатка воспитания нашего общества и самих медсестер: если бы они не давали повода, так бы не говорили».

«…Общество должно задуматься по поводу нуждаемости в данных профессиях и адекватно оценивать этот труд…»

«…чтобы люди понимали, что это не прислуга, чтобы отбирали на самом деле квалифицированных и в полной мере воспитанный персонал…, должен быть четкий подбор, конкурс, чтобы стало престижно поступать…»

«…люди боятся ответственности, это же не просто там…нельзя сравнить ту же работу медсестры и работу продавца…»

«…больше рассказывать об этой профессии в школах,.. Об этой профессии слишком мало рассказывают, сейчас много экономистов и юристов, а в медицину идет мало, может быть, потому, что мало знают об этих профессиях.»

«… повышать престиж с помощью популярности – побольше рассказывать о ней. Вот почему у нас популярны артисты? Потому что они день и ночь на экране телевизора. Не только рассказывать, но и остальные СМИ должны почаще говорить о ней…»

«…привлекать СМИ «например, как с приходом власти Путина и Медведева, стала культивироваться профессия военного: показываются фильмы, проявляется героизм мужчин, которые воюют не за деньги, а за совесть. Такое же надо делать и с медицинскими профессиями…»

«…от рекламных роликов и телевизионных фильмов о хороших медсестрах, и заканчивая работой в школах – сделать систему…»

По мнению Лоры Морган Робертс, профессора Гарвардской школы бизнеса, если мы не управляем собственным профессиональным имиджем, это делают другие. "Люди постоянно наблюдают за вашим поведением и строят теории о ваших способностях, характере и взглядах, которые стремительно распространяются в вашем коллективе, - говорит она. - Разумно будет прибавить свой голос к формированию теорий других людей о том, кто вы есть и чего вы можете достичь"[7].

Вероятно, такую попытку в свое время предпринял журнал «Сестринское дело», организовав конкурс «Самая привлекательная сестричка» и украсив ряд номеров фотографиями тех «самых привлекательных». Однако так ли это важно для профессии? Скорее, для профессии важен профессиональный имидж, который подразумевает под собой совокупность особенностей и характерных черт, которые отображают восприятие наших способностей и характера ключевыми субъектами (пациентами, руководителями, подчиненными, коллегами).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Если, как доказано, улучшение общественного имиджа профессии повышает моральный дух медицинских сестер, влияет на результативность их работы способствует повышению качества, стимулирует возвращение в профессию тех, кто оставил практику, и помогает привлекать новые кадры, значит вопросы имиджа профессии, его формирования, а также психологические тесты по выявлению самооценки представителей профессии и психологические тренинги по его изменению должны найти свое место в образовательных и обучающих программах. Не менее важно сделать высокие стандарты профессионального поведения неотъемлемой частью повседневной жизни: выглядеть, говорить и действовать профессионально, вести себя с достоинством, быть образцом для подражания в профессиональном поведении. Потребуются дальнейшее изучение этой области, фокусирующееся на аспектах имиджа медсестры, его восприятии представителями профессии и пониманием роли имиджа в формировании достойного социального рейтинга профессии. И тогда, возможно, появится шанс «преломить ситуацию».

 

Литература

1. Дэвис Ф. Создай себе имидж. Мн.: ООО «Попурри», 1998.

2. Кэссон Г. Как завоевать престиж. М., 1998.

3. Марковский В., Зуйкова И. Древняя мудрость приходит на помощь современным теориям. // Top-Manager, 2001.

4. Юлиш Ш. Продвижение медсестринской профессии. // Журнал "Вестник Ассоциации медсестер России" № 4, 2007.

5. Имидж руководителя как магнит и критерий профпригодности. // Интернет-журнал «Эпиграф» № 20 (670), 2008 http://www.epigraph.info/articles/29136/

6. Материалы Ш Всероссийского съезда средних медицинских работников, 14-16 декабря 2008 г., Санкт-Петербург.



[1] Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы. Екатеринбург, 2009.

[2] Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2009-2014гг.) Санкт-Петербург, 15.12.-16.12.2008г.

[3] Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2010 годы. Екатеринбург, 2009.

[4] Дружинина Т.В., Свиридова И.А. Инновационные процессы в сестринском деле условия, проблемы, пути решения / Материалы Ш всероссийского съезда средних медицинских работников. 14-16 декабря 2008г., Санкт-Петербург

[5] Калинина С.А. Научное обоснование организационных форм повышения эффективности работы сестринского персонала отделений восстановительного лечения и реабилитации многопрофильной больницы. // Автореферат. Санкт-Петербург, 2008г.

[6] Калинина С.А. Научное обоснование организационных форм повышения эффективности работы сестринского персонала отделений восстановительного лечения и реабилитации многопрофильной больницы. / Автореферат. - Санкт-Петербург. -2008г.

[7] Извлечено 5 апреля 2012г. http://topcareer.ru/db/tc/940B934D95573FEEC32570730028589B/car_material.html


Copyright © 2010-2015, АНО «Независимое информационное агентство «НИАГара». Все права защищены.   Новости   |   Персональный раздел   |   Карта сайта   |   Поиск